12 Янв

«Игрушка, как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Игрушка –знания…
А. М. Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, о своей стране, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой».


Актуальность:
Игрушка — предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.
Виды игрушек:
Сюжетно-образные — игрушки, изображающие зверей, домашних животных. Любимая игрушка малышей — медвежонок из меха или плюша — теплая, ласковая. Детей привлекает в ней образ неуклюжего, добродушного жителя леса, персонажа многих сказок. Они называют игрушку ласковыми именами: «Мишенька», «Мишутка», «Дружок». Мишек, зайчат, кошек, собак, козликов дети кормят, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.
Технические игрушки — (заводные игрушки), электричества, инерционного двигателя; есть игрушки с дистанционным управлением. Технические игрушки разнообразны по содержанию. Они отражают средства передвижения (автомашины, корабли, самолеты), технику, используемую в труде (тракторы, комбайны, подъемные краны, самосвалы), средства связи и информации (телефоны, радио, телевизоры, телеграф). К ним относятся также киноаппараты, фильмоскопы, эпидиаскопы. Широко распространены игрушки типа конструкторов, игрушки, создаваемые самими детьми из наборов деталей. Технические игрушки содействуют развитию любознательности, конструктивного мышления, творчества детей.
Игрушки-забавы — смешные фигурки зверей, животных, человечков. Они берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать веселый смех, сопереживание радости, озабоченности, воспитать чувство юмора и т. д.

Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Дети с ранних лет понимают, что эти игрушки — дар елке, и делают ее красивой, нарядной. Елочные игрушки вызывают у них радость, восторг и вместе с тем способствуют развитию тонких движений, осторожному обращению с хрупкими вещами.

Спортивно-моторные игрушки, предназначенные прежде всего для осуществления задач физического воспитания. Они способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости, смелости. Эти игрушки можно разделить на несколько групп.

Большое значение для эстетического воспитания детей имеют музыкальные и озвученные игрушки: погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики и др., игрушки, изображающие музыкальные инструменты (пианино, рояль, балалайки, цимбалы и др.). Они удовлетворяют интерес детей к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить мелодии песен, маршей.
Театральные игрушки по содержанию являются образными, но они имеют свое педагогическое назначенние — служить целям эстетического воспитания, развития речи и мышления, воображения, способности воспроизведения. Они достаточно разнообразны. Наиболее распространенным кукольным актером является Петрушка — веселый спутник детской жизни, участник многих игр и развлечений. Он шутник и проказник, он же и тр
Дидактические игрушки замечательны тем, что ребенок, играя с ними, решает задачу, условия которой заключаются в конструкции самой игрушки, и проверяет сам себя в процессе игры (например, собрать и разобрать матрешку, пирамиду). Он не всегда может заметить все свойства дидактической игрушки, и воспитатель в специальных играх учит видеть их.ебовательный наставник, рассказывающий детям о том, что хорошо и что плохо.
Игрушки-самоделки делаются самими детьми или родителями, воспитателем. Это спутники детства многих поколений, когда еще не было промышленного игрушечного производства. Не утратили они своего значения и сейчас. При изготовлении самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху. В своей творческой, созидательной деятельности он ищет общения с товарищами, предлагает им вместе играть.
Цели и задачи:

  • Содействовать расширению детского кругозора;
  • Воспитывать интерес к отраженным в ней предметам и явлениям действительности;
  • Развивать самостоятельность.
  • В совместных играх с игрушками у детей формировать дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

Область применения:

  • Совместная деятельность взрослого и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Специально организованное занятие;
  • Совместная работа с родителями.

Главные игрушки:

  • Н. К. Крупская указывала на то, что в игрушке должны быть правдиво отражены конкретные явления жизни, образы людей, животных. Она призывала изучать возрастные особенности ребенка и в соответствии с ними создавать и подбирать игрушки. «Взрослый должен тщательно изучать особенности детского возраста. Должен это делать и изготовитель игрушки, ибо без этого игрушка не будет радовать по-настоящему ребенка, будет помогать его росту, развитию».
  • Создание игрушек в нашей стране является государственным делом. Разработка тематики игрушек, их оформления строится на научной основе с учетом психологии детей, воспитательного и развивающего воздействия игрушки на ребенка.