05 Окт

Положение о лицензировании образовательной деятельности

Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»

 Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании образовательной деятельности.
  2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1661);

пункт 49 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

  1. Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и иным заинтересованным федеральным органам исполнительной власти принять акты, обеспечивающие реализацию настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

 

Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174)

  1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее — организации).
  2. Действие настоящего Положения не распространяется на лицензирование образовательной деятельности:

а) образовательных учреждений, находящихся в ведении Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; Комментарий ГАРАНТа

См. Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны РФ, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 49

См. Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы охраны РФ и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 837

б) образовательных учреждений высшего профессионального образования,

реализующих образовательные программы в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»; Комментарий ГАРАНТа

См. Положение о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2011 г. N 87

в) негосударственных образовательных учреждений, действующих на территории инновационного центра «Сколково» в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

  1. Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — федеральный лицензирующий орган) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — лицензирующие органы), в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Положением.

Федеральный лицензирующий орган осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — лицензирующий орган субъекта Российской Федерации), осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации «Об образовании».

  1. Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой в филиале организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности этой организации. Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой в филиале организации, расположенном за пределами территории Российской Федерации, осуществляется лицензирующим органом, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности этой организации. Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.
  2. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения

практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

  1. Осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Грубым нарушением лицензионных требований и условий являются:

а) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами «а», «б» и «г» пункта 5 настоящего Положения;

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «в» и «д» пункта 5 настоящего Положения.

  1. Лицензионные нормативы утверждаются федеральным лицензирующим органом.
  2. Для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов;

б) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам;

г) копия документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального

обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей);

д) подписанная руководителем соискателя лицензии или лицензиата справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам;

е) копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале);

ж) копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки);

з) опись представленных документов.

  1. Для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», представляются предусмотренные подпунктами «в» — «ж» пункта 8 настоящего Положения документы, содержащие информацию в отношении филиалов, и (или) адресов мест осуществления образовательной деятельности, и (или) образовательных программ.
  2. Для получения временной лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е» — «з» пункта 8 настоящего Положения, а в случае реорганизации также копии документов, подтверждающих наличие лицензии, юридических лиц, реорганизованных в форме слияния или присоединения к лицензиату, с приложением (приложениями).
  3. Для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление и приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии.
  4. Требовать от соискателя лицензии или лицензиата представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
  5. Формы заявлений о предоставлении лицензии (временной лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и справки, указанной в подпункте «д» пункта 8 настоящего Положения, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Требования к оформлению и заполнению заявления о предоставлении лицензии (временной лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и прилагаемых к нему документов утверждаются федеральным лицензирующим органом.
  6. Заявление и прилагаемые к нему документы оформляются и заполняются соискателем лицензии или лицензиатом в соответствии с требованиями, установленными федеральным лицензирующим органом.

Копии документов, предусмотренные подпунктами «а», «в», «г», «е» и «ж» пункта 8 настоящего Положения, не заверенные нотариусом, представляются соискателем лицензии или лицензиатом с предъявлением оригиналов документов.

  1. При представлении в лицензирующий орган заявления о предоставлении

лицензии (временной лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и прилагаемых к нему документов осуществляется прием указанных заявления и документов по описи и регистрация их поступления. Копия описи с отметкой о дате приема заявления и документов направляется соискателю лицензии или лицензиату либо вручается их уполномоченным представителям в течение 5 рабочих дней со дня регистрации.

  1. Лицензирующий орган проводит проверку заявления и документов в течение 3 рабочих дней со дня регистрации их поступления на предмет отнесения лицензирования образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата к компетенции лицензирующего органа, заявления для лицензирования образовательных программ, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе реализовывать, а также полноты и правильности оформления и заполнения заявления и документов.
  2. В случае представления соискателем лицензии или лицензиатом документов не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных документов лицензирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации поступления заявления и документов направляет соискателю лицензии или лицензиату либо вручает его уполномоченному представителю уведомление о перечне недостающих документов и (или) документов, неправильно оформленных и (или) заполненных. В случае если указанные документы не представлены соискателем лицензии или лицензиатом в лицензирующий орган в течение 2 месяцев со дня получения соискателем лицензии или лицензиатом уведомления, лицензирующий орган отказывает соискателю лицензии или лицензиату в принятии заявления и документов к рассмотрению по существу.
  3. В случае представления соискателем лицензии или лицензиатом в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии (временной лицензии) или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и документов в полном объеме, правильно оформленных и (или) правильно заполненных, указанные заявление и документы принимаются к рассмотрению по существу. Уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу направляется соискателю лицензии или лицензиату либо вручается их уполномоченным представителям в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления и документов к рассмотрению по существу.
  4. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии или лицензиате, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий. Указанная проверка проводится в документарной форме на основании сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, а также на основании сведений, полученных лицензирующим органом от иных органов исполнительной власти.
  5. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в зависимости от основания его переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
  6. В документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются:

полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование лицензиата; место нахождения лицензиата; адреса мест осуществления образовательной деятельности; сведения об образовательных программах, по которым лицензиату предоставлено право осуществления образовательной деятельности, включающие: код (при наличии) и наименование образовательной программы (для профессиональной образовательной программы, образовательной программы профессиональной подготовки с указанием профессии и направления подготовки (специальности)); наименование уровня (ступени) образовательной программы; направленность образовательной программы; код (при наличии) и наименование квалификации (степени) и разряд, присваиваемые лицам, успешно завершившим освоение образовательной программы; нормативный срок освоения образовательной программы. По каждому филиалу лицензиата оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения филиала. Документ, подтверждающий наличие лицензии, без приложения (приложений) недействителен.

  1. Документ, подтверждающий наличие лицензии (приложение к указанному документу), подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия — лицом, его замещающим) и заверяется печатью этого органа. Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется в 2 экземплярах, один экземпляр направляется (выдается) лицензиату, а другой хранится в его лицензионном деле.
  2. Бланк документа, подтверждающего наличие лицензии (временной лицензии), и бланк приложения к нему являются защищенной полиграфической продукцией уровня «А» и подлежат хранению и учету как документы строгой отчетности. Формы документа, подтверждающего наличие лицензии, и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Порядок приобретения, учета и хранения бланков документа, подтверждающего наличие лицензии (временной лицензии), заполнения указанных бланков и бланков приложения к документу, подтверждающему наличие лицензии (временной лицензии), а также выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии (временной лицензии), и приложения к нему устанавливается федеральным лицензирующим органом.
  3. Для получения дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат представляет в лицензирующий орган соответствующее заявление. Решение лицензирующего органа о выдаче дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, принимается в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня регистрации поступления заявления. Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется с пометкой «дубликат» в 2 экземплярах, один из которых направляется (выдается) лицензиату, а другой хранится в его лицензионном деле.
  4. Заявление о предоставлении лицензии (временной лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, выдаче дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии или лицензиатом в лицензирующий орган на бумажном носителе непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.

Указанные заявление и прилагаемые к нему документы могут быть направлены

в лицензирующий орган в форме электронных документов с использованием государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В этом случае заявление и прилагаемые к нему документы подписываются (заверяются) и согласуются электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи лица, имеющего соответствующие полномочия.

  1. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (временной лицензии) или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие со следующими органами исполнительной власти:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство — в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям;

б) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности;

в) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии — в целях подтверждения сведений о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности;

г) Федеральная налоговая служба — в целях подтверждения сведений о государственной регистрации юридического лица, а также сведений о постановке соискателя лицензии или лицензиата на учет в налоговом органе;

д) Федеральное казначейство — в целях подтверждения сведений об уплате государственной пошлины соискателем лицензии или лицензиатом;

е) иные лицензирующие органы — в целях получения сведений о предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, этими лицензирующими органами.

  1. Порядок взаимодействия между лицензирующим органом и каждым из федеральных органов исполнительной власти, указанных в подпунктах «а» — «д» пункта 26 настоящего Положения, устанавливается федеральным лицензирующим органом совместно с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  2. В случае если в сроки, установленные в пункте 20 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», сведения о соискателе лицензии или лицензиате не предоставлены указанными в пункте 26 настоящего Положения органами исполнительной власти, срок предоставления лицензии (временной лицензии) или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостанавливается на период до получения соответствующих сведений о соискателе лицензии или лицензиате, но не более чем на 30 календарных дней.
  3. Заявление соискателя лицензии или лицензиата и прилагаемые к нему документы, акты лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и

условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, один экземпляр документа, подтверждающего наличие лицензии, копии актов проведенных лицензирующим органом проверок соискателя лицензии или лицензиата и другие документы составляют лицензионное дело соискателя лицензии или лицензиата и подлежат хранению в лицензирующем органе в порядке, установленном лицензирующим органом.

  1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий, в которых указываются сведения, предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) сведения о реализуемых лицензиатом образовательных программах;

б) основание и дата переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии;

в) основание и дата выдачи дубликата лицензии.

  1. Лицензирующий орган при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, по заявлению лицензиата, лицензирование образовательной деятельности которого ранее находилось в компетенции иного лицензирующего органа, направляет уведомление о переоформлении такого документа в иной лицензирующий орган, который исключает лицензиата из ведущегося им реестра лицензий с одновременным представлением сведений об этом лицензиате в лицензирующий орган, направивший уведомление.
  2. Федеральный лицензирующий орган ведет на электронных носителях сводный реестр лицензий, включающий сведения о лицензиях, выданных лицензирующими органами субъектов Российской Федерации. Лицензирующие органы субъектов Российской Федерации не позднее 10 календарных дней после принятия решения, являющегося основанием для внесения сведений в реестр лицензий, представляют соответствующие сведения в федеральный лицензирующий орган путем внесения этих сведений в сводный реестр лицензий. Федеральный лицензирующий орган обеспечивает лицензирующим органам субъектов Российской Федерации доступ к сводному реестру лицензий для внесения в него сведений.
  3. Правила формирования и ведения реестров лицензий, в том числе сводного реестра лицензий, устанавливаются федеральным лицензирующим органом.
  4. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и доступной для ознакомления с ней заинтересованных лиц и подлежит обязательному размещению на официальных сайтах лицензирующих органов в сети Интернет, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, служебной или иной охраняемой законом тайны такой доступ должен быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Контроль возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии), контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее — лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Законом Российской Федерации «Об образовании».
  6. Документарные проверки проводятся по месту нахождения лицензирующего органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в лицензирующем органе и (или) представленных соискателями лицензии, лицензиатами и другими лицами, а

также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании». Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности соискателей лицензии и лицензиатов.

  1. В ходе проверки проводятся мероприятия по лицензионному контролю с целью анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса, а также анализа использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса.
  2. К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом лицензирующего органа, относятся руководитель лицензирующего органа, заместители руководителя лицензирующего органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений лицензирующего органа, иные государственные гражданские служащие лицензирующего органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам лицензионного контроля.
  3. К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта лицензирующего органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю принимается лицензирующим органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными лицензирующим органом. В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения организации, в отношении которой проводится мероприятие по лицензионному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по лицензионному контролю. В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертной организацией, экспертной организации возмещаются расходы на проведение ее представителями мероприятий по лицензионному контролю. Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
  4. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и иных работников организации по вопросам, подлежащим проверке.
  5. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю имеют право:

а) посещать организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта лицензирующего органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

б) осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов;

в) проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);

г) проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;

д) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе указанных в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта объектов, документации, литературы, иных ресурсов и средств;

е) проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

  1. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  2. Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.
  3. По результатам проверки лицензирующий орган принимает меры, предусмотренные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Законом Российской Федерации «Об образовании» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. По решению руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и органы государственной власти Российской Федерации.
  5. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий лицензирующих органов при осуществлении лицензионного контроля устанавливаются административными регламентами исполнения государственной функции.