«Игрушка как средство социального развития ребенка в семье»

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, согласно «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [5]. А одним из основных принципов дошкольного образования, руководствуясь ФГОС дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [6].

Ведущим видом деятельности ребенка является – игра. Жизнь малыша неотделима от игры. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. В игре развиваются все психические процессы. Огромное влияниеигра оказывает на умственное развитие, речевое развитие, физическое развитие. То есть,игра способствует гармоничному развитию личности ребенка. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

С этой целью уже в раннем возрасте нужно научить ребенка использовать в своей деятельности самые разные игрушки.  И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры. А так же создать условия для развития у детей   дошкольного возраста игровых умений через использование игрушки, которая помогает развиваться и самоутвердиться формирующейся личности.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство.

Игрушка предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

Желая порадовать ребенка, взрослые дарят ему игрушки. Очень важно, чтобы этот подарок стал для малыша открытием окружающего мира, дал возможность общения с близкими людьми. Серьезное отношение родителей к игрушке как к живому другу своих детей — залог успеха в воспитании умения дружить, формировании таких качеств, как доброта и сочувствие. Это поможет развить у детей мышление, внимание, творческое воображение, обогатить словарный запас слов, самостоятельность, воспитать бережное отношение к игрушкам. С помощью игрушки можно прививать знания к здоровому образу жизни, а также к культурно-гигиеническим навыкам. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок дорожил своими игрушками. Проявление любви к своим игрушкам, забота о них – это первые ростки ценных качеств характера.

Создание игрушек в нашей стране является государственным делом. Разработка тематики игрушек, их оформления строится на научной основе с учетом психологии детей, воспитательного и развивающего воздействия игрушки на ребенка.

Будут ли рядом с малышом любимые игрушки, которые станут настоящими друзьями, помогут сформировать доброе и деятельное отношение к окружающему миру, зависит от того, понимают ли родители эту  важнейшую проблему.

Задача социального развития ребёнка в семье решается, в том числе, и путём обеспечения «условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей» [5].

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. ФГОС  является основой для оказания помощи родителям в воспитании и развитии детей. Основной целью взаимодействия является объединение усилий с  семьей  для социального развития личности ребенка.

    Результатом этого взаимодействия является:

  • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;
  • оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • помощь родителям стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.

А изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней.

Для обеспечения тесного взаимодействия с  родителями  по социально-личностному направлению работы с детьми я составила план работы в этом направлении, который включал в себя следующие моменты:

  • изучение условий жизни и психологического климата в семье;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • организацию совместной деятельности семьи и детского сада.

Использовала нетрадиционные формы работы с семьёй (организация образовательной деятельности в саду – показ мастер-классов для родителей), разработала консультации («Во что играют наши дети», «Народная игрушка», «Играем вместе»),  подготовила и провела открытые занятия («Серенькая кошечка», «Давайте говорить комплименты»), оформила стенд в «Уголке родителей».

Данные мероприятия дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы,  то сейчас  мы не просто демонстрируем  педагогический процесс родителям, но и вовлекаем  их в него.

     В результате таких форм работы родители стали обращать большое внимание на выбор игрушек. Больше времени  стали уделять совместным играм с детьми. Что в свою очередь привело к улучшению во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Белецкая О.В.

Список литературы:

  1. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников — СПб. 2003.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика — М.: Изд. центр «Академия», 2006.
  3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре — М.: Просвещение, 1982.
  4. Ресурсы сети Интернет: http://psytoys.ru
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // «Российская газета»: Федеральный выпуск №6693, 8 июня 2015г.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Перспектива, 2014.
  7. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика — М.: Просвещение, 1986.