Из опыта работы «Математика вокруг нас: использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» (Антонова А.С.)

Из опыта работы: «Математика вокруг нас: использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать окружающую (развивающую) среду ребенка.

Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

  1. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

В группах должны быть созданы все условия для сенсорного, математического развития детей. Основываясь на требования ФГОС, СанПин в группах должна создаваться развивающая предметно-пространственная среда для сенсорно-математического развития детей.

Дидактический материал по математике, используемый в повседневных играх, безвреден для здоровья и должен отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактические игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию детей. Так как предметно-пространственная среда в группах должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в Учреждении, педагоги меняют оснащение в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Кроме того, педагоги поэтапно изменяют, дополняют и реорганизовывают ее, делают все, чтобы развивать математические способности детей. Предметы обстановки групповых помещений должны быть подобраны таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, отводится много места дидактическому материалу для самостоятельной деятельности детей.

Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяется особенностями развития каждой возрастной группы детей. В группах должны быть уголки занимательной математики – это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами. В Младшей группе – это сенсорный домик. В Средней возрастной группе в оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике. В Старшей и Подготовительной группах используются обычные предметы детской мебели: яркие современные полочки, которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми.

Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счета, также помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои сказок.

Залогом успеха в реализации задач в математической зоне группы, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
· Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.

  • Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
  • Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
  • Обучение измерению с помощью условной мерки.
  • Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
  • Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
  • Развитие логического мышления.

  Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал):
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр для магнитной доски.

3.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
5.Рабочие тетради по математике.
6.Наборы геометрических фигур для магнитной доски.
7.Наборы объемных геометрических фигур.
8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
9.Счеты напольные и настольные.
10.Счетные палочки.
11.Учебные приборы: линейки (10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол.
12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.
14. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).
15. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
16. Настольно-печатные игры.
17. Наборы моделей: деление на части (2-8).
18. Разнообразные дидактические игры
19. Различные презентации для компьютера, что позволит при помощи интерактивной доски выполнять различные действия.

  1. Различные развивающие игры.

Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы) «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.

Для формирования элементарных математических представлений детей  надо создать такую среду, которая бы стимулировала самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

На прогулке можно предложить детям найти  парные предметы, предложить сделать из песка или снега куличики разного размера и сравнить их. Можно предложить детям нарисовать на земле или асфальте следы больших и маленьких зверей, геометрические фигуры, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (треугольник — косынка, круг – солнышко и т.д.). Чаще беседовать с детьми о том, какое время суток сейчас, какое время года, какие изменения происходят в природе (дни становятся длиннее, а ночи –короче) и др.

Обратите внимание детей на тонкие и толстые стволы деревьев, сравните, что выше: куст или дерево. Нарисовать или выложить из шнуров широкую и узкую дорожки и предложить детям перепрыгнуть через них. Спросить, через которую из них легче перепрыгнуть и почему. Во время сервировки столов дети совершенствуют умение отсчитывать определенное количество столовых приборов, сравнивать чего больше или меньше.

Для информирования родителей по данной теме в родительском уголке можно оформить рубрику «Учимся, играя», где размещать материалы по формированию элементарных математических представлений в домашних условиях, знакомить родителей с результатами деятельности детей по математике.

Правильно созданная развивающая среда помогает поддерживать игровую обстановку, осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые были стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Нельзя делать за ребенка то, что он сам сможет сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Такая подсказка только вредит ему! Нельзя лишать ребенка возможности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
  2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М., 2007.
  3. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. — М., 1995.
  4. Петровский В. А., Кларина Л. М. и др.  Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М.,1993.
  5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В.       — СПб., 2007.
  6. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А.-М.,2012.