Физкультурный досуг, как один из видов двигательной активности дошкольников

Известно, что здоровье – один из важных компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного, нервно – психологического развития и качественном физическом развитии.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей с помощью физического развития является, как никогда ранее, актуальной. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. А обеспечение качества физического развития детей является одной из главных задач воспитателя.

В дошкольный период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с эффективным и качественным физическим развитием приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Усилия работников дошкольного образовательного учреждения сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни, то есть на физическое развитие детей. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными, физическими особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • “Не навреди!”
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
  • Принцип доступности и индивидуальности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

В воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

-медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития и закаливания дошкольников; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);

-физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);

-обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка);

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни);

-валеологического просвещения родителей (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.).

Основная цель, которую ставим перед собой мы, как воспитатели — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

— обеспечение условий для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

— формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

— формирование основ безопасности жизнедеятельности;

— оказание всесторонней помощи семье в приобщении их к здоровому образу жизни.

Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в нашем детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется воспитателями при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в листах здоровья, оформленных в каждой группе.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, бактерицидные лампы, дыхательный вибратор «Инга», БОП-4-кварц облучатель для носа, зева, солевая «пещера».

С целью повышения иммунитета два раза в год все воспитанники получают, витамины «Ревит», витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний гриппа, ОРВИ используются в пищу лук, чеснок, лимоны, проводятся смазывания носа оксолиновой мазью.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха: функционирует бассейн, оборудован физкультурный зал, имеется спортивный комплекс, различные тренажеры, обручи, гимнастические палки, мячи, скакалки, а также пособия, изготовленные инструктором по физической культуре, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованные физкультурные занятия, свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ; повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

В соответствии с рекомендациями Государственного совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» от 30. 01.2002г. приняты меры по совершенствованию физического воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на формирование двигательной культуры.

Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи.

Оздоровительные задачи.

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупредить плоскостопие.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» — дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает психолог, который проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности и физическому развитию принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Организованной формой в двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий воспитатель использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацией.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как консультации, информационные бюллетени, тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья, папки — передвижки и так далее. Родители — постоянные участники праздников, проводимых в ДОУ. Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволила привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении, родители начали доверять рекомендациям воспитателей и охотно идут с ними на контакт.

Таким образом, целостная система обучения, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на здоровьесберегающих технологиях способствует гармоничному развитию детей. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, режимных моментов, постоянная опора на интерес детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело — все это дает положительный эффект в нашей работе. У большинства дошкольников наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью, физическому развитию, стремлению к расширению двигательного опыта, количество часто болеющих детей уменьшилось. Это отмечаем не только мы – воспитатели, но и родители наших воспитанников.