Предупреждение речевых нарушений у детей младшего возраста

Рычкова В.Н., учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7.

(Статья напечатана в журнале «Педагогическая копилка» № 3, г. Мурманск, 2013г., с. 7 — 11.)

 Овладение речью – сложный психический процесс. Речь начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Это подтверждается примерами детей — маугли, которых воспитывали звери, например, волки. Но понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделима друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной из них часто ведет к недоразвитию другой. В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести и к нарушениям процесса чтения и письма.

Основными причинами нарушений звукопроизношения являются:

  1. Неправильная речь окружающих.
  2. Недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова.
  3. Недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т. д.
  4. Слабый, укороченный выдох.

Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения родителям необходимо заниматься с детьми в комплексе по этим направлениям. Поскольку речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими его людьми, то большая роль в ее правильном формировании принадлежит родителям.  При этом ведущая роль в речевом развитии ребенка принадлежит матери как человеку, с которым у ребенка существует биологическая связь. Чем младше ребенок, тем эта связь выражена сильнее и тем большее влияние оказывает мать на формирование его речи.

  1. Речевая среда.

Как правило, к трем  годам ребенок употребляет почти все части речи, начинает овладевать элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает некоторые окончания в словах, согласовывает прилагательные с существительными). Одновременно с речью развивается мышление, память, воображение ребенка. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств. В этот период удобно пользоваться склонностью ребенка к подражанию. Речевое подражание способствует развитию активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, но и упражняется в правильном произношении звуков и слов, укрепляет мышцы губ и языка. Малыш повторяет за взрослыми двустишия, строит многословные предложения. В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?». В основном правильно произносит все звуки, кроме Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р.

  Говорить с ребенком  нужно не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему для ребенка особенно раннего возраста вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п., так как это будет тормозить речевое развитие ребенка. Речевой слух маленького ребенка и так выхватывает лишь куски слов, поэтому обращенная к нему неправильная речь вредна для его речевого развития. Сначала неправильно услышал, затем так же неправильно сказал и потом уже не замечает разницы между правильной услышанной речью и тем, как неправильно говорит сам. А в будущем это ведет к  неграмотному письму в школе.

Дома необходимо разучивать с ребенком небольшие стихотворения.  Читать  или  рассказывать  легкие для понимания небольшие рассказы, сказки. А потом просить малыша отвечать на ваши вопросы по содержанию прочитанного (рассказанного). Читать надо книжки, состоящие из картинок с короткими текстами. Взрослые поясняют ребенку иллюстрации, а потом просят его показать, например, где машина, где колеса, где кабина; где большой дом, а где маленький и т. п. Таким образом, будет развиваться речь и память ребенка. Родители должны терпеливо и внимательно слушать ребенка, помогая ему при этом вопросами и подсказкой. При этом нельзя забывать о речевых возможностях малыша. Если ему пока не по силам правильное произношение, не следует его и добиваться, просто взрослый повторяет вслед за ребенком правильный вариант.

  1. Развитие слухового и фонематического восприятия.

Рекомендуемые игры:

Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа «Кто услышит больше звуков? Что звучало?» и т.п. Затем игры на различение звуков. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук  игрушки-пищалки и погремушки, потом не так резко отличающихся друг от друга, но чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки-пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать, какой «голос» у каждого из двух предметов; затем просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звук одним из этих предметов. Потом просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала. Для полноценного формирования слухового внимания и слухового восприятия узнавание или различение звуков очень важно производить только на слух, исключая зрение.

Игры на различение звуков по силе (громко — тихо). Это игры типа, «Какие часы тикают?», «Какой зайка стучал?» и т. д. Взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы, громко произнося: «Тик-так», а затем как тикают маленькие, тихо произнося: «Тик-так». Затем произносят «тик-так» то громко, то тихо и предлагают ребенку угадать, какие часы тикали? По такому же принципу проводятся игры типа, «Какой зайчик стучал? Какая кукла плакала?» и т. п.

Игры на определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит)?». Например, мобильный телефон, на который производится звонок с другого телефона (заведенный будильник и т. д.) прячется в разных легкодоступных местах. Ребенок отгадывает, откуда исходит звук.

Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниямЭто игры типа «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?». Сначала ребенка знакомят со звукоподражаниями различным животным и птицам (му-му – мычит корова, ква-ква-ква – квакает лягушка, ко-ко-ко – кудахчет курочка и т. д.). Затем ребенка просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звукоподражание одного из этих животных или птиц. Потом просят ребенка отгадать, кто их позвал? (к ним в гости пришел?). Очень полезно  знакомить детей и с настоящими голосами животных и птиц, а потом проводить игры на их различение.

Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости — глухости. Например, взрослый предлагает ребенку послушать звук [ССС], обращает внимание, что он похож на  свист водички в кране. Потом послушать звук [ЗЗЗ], обращает внимание, что он похож на пение комарика. Затем взрослый произносит то звук  [З], то звук  [С]  и просит ребенка угадать, кого или что он слышит сейчас, комарика или водичку? То же и с другими парами. Предметы или живые существа можно предлагать и другие, лишь бы звук, издаваемый ими, напоминал соответствующий речевой звук. Например, звук [Ш] похож на шипение не только змеи, но и гуся.

ЗЗЗ — звенит комарик, ССС — свистит водичка в кране.

ВВВ — воет вьюга,  ФФФ — фыркает ежик.

ДДД — стучит клювом дятел, ТТТ — стучат колеса вагона.

ГГГ — гогочет гусь, ККК — капают капли дождя.

БББ — стучит барабан, ППП — пыхтит паровоз.

ЖЖЖ — жужжит жук, ШШШ — шипит змея и так далее.

Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными звуками. Сначала из двух, а к концу года из трех слогов: ба-да, фа-ха, па-ка, ма-ва-ха, га-да-ба и т.п. (аналогично с гласными у, о, ы). Это игры типа «Повтори, не ошибись!»

Повторение серий из двух, а к концу года из трех слогов с согласными звуками, различающихся по звонкости — глухости: па-ба, да-та, бу-пу, по-бо, ва-фа, ка-га, го-ко; па-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, ба-ба-па и т. д. Это игры типа «Повтори, не ошибись!»

Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов. Детям предлагается хлопнуть, когда они услышат правильно произнесенное слово, например: банан, баван, канан, банан, банат, банан, даван, баман, банан, банан;

 клетка, кьетка, клетта, клетка, кветка, кнетка, клетка, хлетка, клетка;

 автобус, автокус, мавтобус, автобус, автобус, автобут, кавтобус, автобус, авнобус, автобуш и так далее.

Игры на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть или произвести какое-либо другое действие, если он услышит в слове:

рычание собаки (РРР) рыба, доска, окно, карман, стол, повар, роза, фонтан, горка, …;

мычание коровы (МММ) —  мышь, кукла, гном, банан, сумка, мак, шкаф, замок, окна, сом, …;

свист водички (ССС) сок, поднос, вата, кусты, кукла, сапоги, диван, ноги, автобус …;

гудение комара (ЗЗЗ): замок, пальто, козы, зайка, лейка, зубы, береза, акула, шкаф, забор, …;

шипение змеи (ШШ): шуба, банан, шапка, платье, кошка, душ, помидор, клоун, лошадь, …;

жужжание жука (ЖЖЖ) жаба, рука, конь, жираф, ведро, ежик, лопата, стакан, художник, пожар и так далее.

            На начальном этапе нужный звук надо выделять протяжным произнесением: рррак, гноммм, капуссста, жираффф. Следует только учесть, что звонкие согласные  в конце слов и перед глухими согласными оглушаются, поэтому нельзя предлагать детям в этих играх такие слова, как «нож, кружка» для игр со звуком [ж]; «дуб, зубки» для игр со звуком [б] и т. п.

Игры на усвоение понятия «ряда» на примере персонажей сказки «Репка» и построений игрушек и детей в ряд. На примере героев сказки выяснять, кто пришел тянуть репку первым, то есть в начале (дед); кто последним, то есть в конце (мышка). Кто находится между первым и последним? Они все в середине: вторая — бабка, третья — внучка, четвертая – собака Жучка, пятая —  кошка Мурка. Необходимо только помнить, что героев или игрушки для подготовки к звуковому анализу нужно располагать и считать только слева направо (как пишем буквы в словах).

Игры на развитие умения выделять первый и второй звук из рядов, состоящих из 2 гласных звуков: «Ау» — кричит человек, заблудившись в лесу. «Уа» — кричит малыш, «иа» — похоже на крик ослика.  И учим слышать и называть первый звук, например, в слове «ау», используя прием прихлопывания рта при протяжном произнесении этих слов. Произносим все слово (этот же прием можно использовать и при выделении любого первого звука в слове), затем обращаем внимание, что сейчас скажем это же слово, но дети услышат только первый звук, потому что мы не дадим своему рту произнести другие звуки, так как захлопнем рот рукой. После этого произносим, протягивая, первый звук, а затем прихлопываем рот рукой и утрированно беззвучно «договариваем» все слово. Затем учим слышать последний (второй) звук  в слове «ау». К концу четвертого года жизни можно предлагать (если ребенок умеет выделять количества, состоящие из 3 предметов) ряды из 3 гласных звуков. И прислушиваться, какой звук в этом ряду первый, какой второй, какой третий (он же и последний). Обращать внимание детей на то, что первый звук – он в начале слова. Третий звук – последний (в конце слова), а второй – в середине слова.

  1. Развитие артикуляционного аппарата.

Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится недоразвитие артикуляционной моторики. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный профилактический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись  и совершенствовались. Продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут в зависимости от возраста. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений (точность, плавность, нужный темп, координированный переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к левой и правой стороне лица), иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели. Артикуляционных упражнений очень много, много и литературы с их фотографиями или рисунками. Почти у каждого артикуляционного упражнения в зависимости от воображения авторов есть несколько вариантов их названий. Главное выбрать из всего этого многообразия 3 – 5 самых необходимых упражнений.

Примерные комплексы основных профилактических артикуляционных игр-упражнений для разных возрастных групп.

 Для детей с 2 лет:

  1. «Окошко» — широко открыть рот (открыли окно), закрыть рот (закрыли окно).
  2. «Заборчик (Улыбочка)» — улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Затем «Дудочка» — с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты), чтобы играть на дудочке или «Слоник пьет» — с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты), как хоботок слона и «набирать водичку», слегка причмокивая. «Заборчик» и «Дудочку» чередовать. Повторять это чередование 5 — 6 раз.
  3. «Месим тесто» — улыбнуться, высунуть язык и пошлепать его губами: «пя-пя-пя-пя…», затем слегка покусать кончик языка зубами. Повторять 5 — 6 раз.
  4. «Часики» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончик языка, как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой.
  5. «Загнать мяч в ворота» — вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик – «мячик», загоняя его в «ворота», например, между двумя кубиками. Следить, чтобы шарик загонялся на одном выдохе и щеки не надувались.

            Для детей с 3 лет:

  1. «Заборчик (Улыбочка)» — «Дудочка». Когда это чередование будет выполняться легко и свободно, «Дудочку» заменить «Трубочкой» — зубы сомкнуты, губы округлены и слегка выдвинуты вперед, как при произнесении [О]. Следить, чтобы при этом были видны верхние и нижние зубы. Повторять это чередование 5–7 раз.
  2. «Лопата» — рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-7. Или «Месим тесто» если «Лопата» еще не получается.
  3. «Часики». «Лопату» и «Часики» чередовать. Повторять это чередование 5–7 раз. Постепенно пробовать заменить «Часики» «Иголочкой» — узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-6. Когда «Иголочка» будет получаться, чередовать «Лопату» и «Иголочку». Повторять 5 – 7 раз.
  4. «Вкусное варенье» — улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу движением сверху вниз и спрятать язык вглубь рта. Повторять 5 – 7 раз. Постепенно пробовать заменить его «Чашечкой» — улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.
  5. «Кто дальше загонит мяч?» — улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук [Ф], а не [Х], то есть воздушная струя была узкая и сильная, а не рассеянная. В противном случае очень велика вероятность возникновения у детей вместо нормального [Р] его искаженного варианта – горлового.

Для детей с 4 лет:

  1. «Заборчик (Улыбочка)» — «Трубочка». Повторять это чередование 7–10 раз.
  2. «Блинчик (Лопата)»- «Иголочка» — «Чашечка». Каждую позу удерживать на счет от 1 до 7-10. Повторять это чередование 5-7 раз.
  3. «Качели» — улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поместить за верхние зубы. Удерживать эту позу на счет от 1 до 5-10. Затем широкий кончик языка поместить за нижние зубы и тоже удерживать в этой позе на счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, и все время были видны и верхние и нижние зубы. Повторять 5-10 раз.
  4. 4. «Барабанщик» — улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами: «Д-Д-Д». Сначала медленно, чтобы отработать правильность позы и движения, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, чтобы звук [Д] был четким, а не хлюпающим.
  5. «Ракета — на кончик носа (космодром) положить ватку (ракету). Широкий кончик языка в форме чашечки прижать к верхней губе. Сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, а ватка летела строго вверх.

Выполнение этих комплексов уже через 2 — 3 месяца дает видимый результат, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

  1. Развитие сильного направленного выдоха.

Неправильное речевое дыхание тоже нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; нечеткого произношения слов; неправильного освоения некоторых звуков (так для правильного произношения звука [Р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести к колебательному состоянию кончика языка) и т. п.

            Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) различные дыхательные упражнения и игры:

*дуть на легкие шарики, бумажные и картонные фигурки; играть на детских духовых музыкальных инструментах;

*надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

*сдувать со стола ватные шарики в определенном направлении (игры типа «футбол» приведены в комплексах артикуляционных упражнений);

            Выполнение таких упражнений влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Таким образом, своевременное оказание  помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, так как позволяет ускорить процесс коррекции речи у детей с ее выраженными нарушениями.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М., 2007.
  2. Рычкова В.Н. Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2012. № 2. С. 108 – 122.