Раннее обучение чтению: за и против

Раннее обучение чтению: за и против
В.Н. Рычкова, учитель-логопед  МБДОУ № 7

К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но, прежде всего, необходимо выяснить, когда, в каком возрасте обучение ребенка чтению будет целесообразнее и, главное, не принесет ему вреда.
Никто не отрицает тот факт, что в раннем и младшем дошкольном возрасте способность ребенка усваивать информацию беспрецедентна, а желание получать ее велико, как никогда. Этот факт сторонники раннего обучения чтению используют как решающий довод в пользу того, что ребенка надо учить читать как можно раньше. В этом случае в качестве контраргумента можно провести аналогию с очень голодным человеком, который с жадностью накинется на любую предложенную в это время пищу, даже явно недоброкачественную. Так и ребенок — он будет «глотать» любую предложенную ему информацию. Чтобы понять, какой «пищей» окажется для ребенка раннее обучение чтению, рассмотрим этот вопрос с точки зрения нейропсихологии.

[fruitful_sep]

Положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка впервые было выдвинуто Львом Семеновичем Выготским. В настоящее время это положение нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание  центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, так как всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.
Головной мозг человека симметричен относительно вертикальной оси и разделен на два полушария, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Полушария головного мозга имеют функциональную специализацию (функциональную асимметрию).
Правое полушарие (гуманитарное, образное, творческое) — отвечает за тело, координацию движений, за пространственное, зрительное, обонятельное, мышечное, осязательное восприятие; руководит работой левой стороны тела человека. Правое полушарие схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ с его конкретными проявлениями. Действует быстро.
Левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) — отвечает за постановку целей и построение программы поведения, за слуховое восприятие и руководит работой правой половины тела. Левое полушарие дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекая из памяти. На это требуется время, поэтому левое полушарие работает сравнительно медленно.
Созревание мозга процесс длительный, но, кроме того, еще и неравномерный в отношении отдельных зон и структур мозга. Формирование мозговой организации психических процессов (созревание мозга) идет от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому, от задних отделов мозга к передним. Процесс созревания мозга проходит ряд этапов.
На первом же этапе (от рождения до года) идет интенсивное развитие (созревание) нервных сетей в стволе головного мозга. Если развитие идет нормально, то ребенок своевременно начинает сидеть, ползать, ходить. Кроме этого стволовые структуры мозга отвечают и за соматическое здоровье человека.
Второй этап развития мозга — после созревания стволовых структур мозга начинается созревание правого полушария. У девочек этот период длится до 7 лет, у мальчиков до 8-8,5 лет. На этом этапе идет «разворачивание» нервных сетей в правом полушарии. Поэтому в этом возрасте все дети как бы правополушарные. В это время происходит формирование таких функций, как чувствование и управление своим телом, мелкая моторика, пространственная координация, визуальное, мышечное, осязательное, обонятельное восприятие. Следовательно, основной упор в этом возрасте и надо делать как раз на развитие этих функций. Именно в этом возрасте надо развивать у ребенка все виды восприятия, внимание и память. Причем обучение и развитие детей в этом возрасте должно идти целостным образом, т.е. через наглядно-образное мышление.
Третий этап развития мозга (завершающий) — созревание лобных отделов левого полушария. В процессе развития лобная доля закладывается первой, а заканчивает развитие последней, а ее интенсивный рост начинается не ранее 8 лет и заканчивается к 12-15 годам.
Срок перехода от одного этапа к другому строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, ставя перед ребенком ту или иную задачу. Если эта задача входит в противоречие или опережает актуальную для мозга данного ребенка ситуацию, то происходит энергетическое обкрадывание формирования тех структур мозга и тех процессов, которые в данный момент активно развиваются.
Часто родители и даже педагоги заменяют психологическое развитие информационным, изучая чуть ли не с пеленок буквы, цифры, и т.п. Но слишком раннее обучение ребенка чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами может привести к ранней и неправомерной стимуляции левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. Буквы, цифры, ноты и другие символы вытесняют образы, подавляют наглядно-образное мышление. Реакция на такое раннее обучение может быть отсрочена во времени и в дальнейшем часто проявляется в различного рода невротических и эмоционально-личностных нарушениях и отклонениях: девиантном поведении, склонности к частым заболеваниям, аллергическим реакциям, тикам, навязчивым движениям, неврозам, нарушениям устной речи —  заикании, дизартрии.
Субкортикальные слои (нижний – первый этаж мозга) формируются до 5 лет. Ранняя нагрузка корки (кортикальных слоев мозга – верхнего этажа), неизбежная при обучении чтению, письму, счету приводит к задержке формирования этих слоев, и они остаются недосформированными. Такой ребенок на фоне высоких достижений в области математики, литературы и т.п. покажет несформированность элементарных двигательных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.п.). Чтобы такие двигательные навыки сформировались, они должны быть автоматизированы, а для этого многократно воспроизведены. При опережающем обучении и, следовательно, опережающем развитии передних отделов мозга указанные автоматизмы не закрепляются. То есть такой ребенок, образно говоря, будет зачитывать энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Поэтому нейропсихологи не рекомендуют слишком раннего, а именно до 5,5 лет обучения ребенка знакам, в том числе и буквам, так как это может привести к искажению нормального развития ребенка и формированию минимальной мозговой дисфункции (ММД). Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразнее всего учить детей читать не ранее 5 лет, то есть только тогда, когда субкортикальные слои мозга будут полностью сформированы.
Этот вывод можно подтвердить и с точки зрения сензитивных периодов развития ребенка (возрастных периодов, в которые какая-то функция формируется наиболее быстро и полноценно, ни в какой другой период добиться такой полноценности уже не удается). Рассмотрим, из чего складывается навык чтения. Упрощенно его можно представить так:
1)    опознание буквы в ее связи со звуком;
2)    слияние нескольких букв в слог;
3)    слияние нескольких слогов в слово;
4)    объединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу.
Таким образом, основа чтения — опознание буквы в ее связи со звуком, т.е. основа подготовка детей к чтению — усвоение звуковой стороны языка! Поэтому при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного (чисто звукового) периода обучения. Этот период  будет состоять из нескольких этапов: от умения различать звуки (и не только речевые) по силе, высоте, тембру до звукового анализа и синтеза, что позволит потом при знакомстве с буквами легко перейти от звукового к звуко-буквенному анализу, а по следам анализа — к синтезу, то есть к чтению.
Достоверно установлено, что сензитивным (оптимальным) периодом для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности является возраст пятого года жизни. Поэтому развивать фонематический слух (смыслоразличение звуков речи), фонематические представления, звуковой анализ и синтез необходимо именно в возрасте 4-5 лет. А вот 6-летние дети уже теряют эту особую восприимчивость и чувствительность к звуковой стороне языка и в большей степени предрасположены к чтению.
Известно, что фонематический слух является функцией левого полушария. Но прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии при помощи всестороннего     взаимодействия     ребенка     с     окружающим     миром.     Дефицит     или несформированность  данного звена в развитии фонематического слуха могут привести грубейшим нарушениям речевого развития ребенка.
Кроме того, необходимо учесть, что каждое прочитанное ребенком слово, каждая фраза имеют еще и определенный смысл. И чем раньше ребенок научится читать, тем труднее будет подбор интересных текстов для чтения из-за ограниченности словарного запаса маленьких детей. Очень мало детей в 3 – 4 года имеют словарный запас, достаточный для понимания текстов, предлагаемых нашими издательствами для чтения малышам. Но, научив читать, необходимо предлагать и материал для чтения, доступный и интересный детям этого возраста, иначе интерес к чтению у них быстро иссякнет. То есть, прежде, чем учить читать, нужно позаботиться, чтобы ребенок полнее и разностороннее познавал окружающий мир, чтобы он имел достаточный словарный запас и понимал многие явления окружающей действительности. В противном случае в большинстве своем это будет механическое чтение, интерес к которому у ребенка быстро исчезнет. В качестве примера искаженного понимания ребенком прочитанного можно привести такую фразу: «На подоконнике сидит кошка и щурится». У взрослого человека эта фраза вызывает адекватный образ кошки, которая жмурится (щурится), например, от яркого солнца. У малыша же, если в его словаре нет слова «щурится», возникает картина: на подоконнике сидит кошка и рядом с ней какое-то существо, которое называется «щурица».

Таким образом, исходя из всего сказанного выше, воспитателям и родителям можно рекомендовать следующее:
1. Главная заповедь во взаимодействии с ребенком — не навреди!
Раннее детство — это возраст, когда ребенок имеет избирательное право на познание окружающего мира, а насильственная акселерация его развития может принести непоправимый вред. Высокая обучаемость маленьких детей отнюдь не поле для «взрослых» экспериментов (раннее обучение грамоте, усаживание детей за компьютер и т.д.)
2. Маленький ребенок прежде всего «человек играющий», а затем уж «человек читающий. Ребенок должен учиться видеть, слушать и слышать, нюхать, щупать и т.д., то есть  знакомиться с предметным миром и его свойствами.
3. Целесообразнее всего учить детей читать не ранее 5,5 лет, а 6-летних детей не только можно, но даже нужно знакомить с буквами и учить читать. А поскольку дети этого возраста в основном находятся в подготовительных группах ДОУ, то в этих группах можно вводить обучение чтению, только надо учить взрослых (воспитателей и родителей) делать это правильно.

Рекомендуемая литература:
1. Бадалян Л.О. Детская неврология. М. 1984.
2. Сиротюк АЛ. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. 2003.
3. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.
4. Юдина Лидия. Горе от ума. Аргументы и факты. № 34, 2011.