Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи на сегодняшний день, стали высокая занятость родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в ряде семей, отсутствие общих интересов.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании.
Семейные ценности — это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в октябре 2013 года и вступивший в силу с 01.01.2014 года ориентирует содержание образования на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Важно найти форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и развития детей. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель». В связи с этим возрастает актуальность новых подходов к процессу взаимодействия с семьями воспитанников на основе включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов, что и определяет специфику избранного нами направления. Наше дошкольное учреждение ведет активный поиск эффективных и современных форм работы с семьями воспитанников. Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья.
Целью моей работы стало создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.
Наметила задачи:
- Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей.
- Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
- Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.
- Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.
- Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
В дошкольном учреждении сложилась система работы по формированию семейных ценностей и традиций через организацию совместной деятельности детей и взрослых. Работу планирую исходя из запросов родителей, конкретной ситуации в группе и семье. Формы проведения её разнообразны: консультация, деловая игра, практикум, обмен мнениями. Использую и новые формы взаимодействия с родителями: совместные проекты («К нам идёт Новый год!», «Здоровый ребёнок в здоровой семье»). Содействует формированию социально-воспитательной функции семьи совместная деятельность по подготовке театрализованных праздников, досугов, спортивных мероприятий.
Успешно проходят выставки совместного творчества, посвященные Дню Матери, новогодняя выставка «Креативная ёлочка», конкурс плакатов по борьбе с гриппом и ОРВИ, выставка семейных работ к Дню рождения детского сада. Систематическая работа проводится по теме «Правила дорожного движения — дело семейное»: конкурс плакатов, консультации для родителей.
Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, решает задачи формирования нравственных ценностей.
Одним из последних примеров в сохранении и повышении семейных ценностей, является,состоявшийся замечательный концерт, посвященный юбилею нашего детского сада, в котором активное участие вместе с детьми принимали родители. Наша группа подготовила танец «Отец и дочь». Папы очень волновались, они показала свое доброе отношение и любовь к детям. Танец оставил очень глубокое впечатление и взрыв эмоций у зрителей.
Таким образом, реализуется основная идея — формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье. Традиционными для детского сада являются спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», праздничные программы ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, с наступлением лета планируем с родителями совместный поход на природу.
С участием родителей были реализованы проекты: «Эко — тропинки добрых дел» по организации развивающей среды в группе; «Цветочная фантазия» по оформлению клумб на нашем участке.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети-дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов: психологом, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье.
Результаты работы показали, что участие родителей в жизни собственных детей помогает им:
- увидеть отличие мира детей от мира взрослых;
- преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать . что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
- открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания;
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
- понять, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, важно развивать доверительные отношения с ребенком, искренне участвовать в его делах.
Таким образом, педагогическая поддержка родителей осуществляется как целенаправленная профессиональная помощь семье с целью реализации права ребёнка на полноценное развитие и образование, формирование семейных ценностей и традиций. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. От качества работы дошкольного учреждения в значительной мере зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Благодаря эффективной работе сотрудников детского сада с родителями, включение их в педагогический процесс, использование многоаспектных форм работы, успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей. Родители приобретают педагогический опыт, где огромное влияние на взаимоотношение ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных установок в детско-родительских отношениях.
Согласно проведенному опросу наиболее популярными формами работы родители отметили: мероприятия с участием детей и родителей, родительские собрания, мастер-классы, Дни открытых дверей, педагогические гостиные, родительский клуб.
Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — РЕБЕНОК, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения.
Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто очень нужное для ребенка в отсутствие родителей.
Мы уверены, что взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и семейного воспитания.
Многоуровневая форма работы с родителями оказывает реальную помощь в воспитании детей, направляет наш педагогический коллектив на творчество и поиск новых форм и способов
Литература:
- Евдокимова, Н.В. Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями/Н.В.Евдокимова, Н.В. Додокина. – М., Мозаика-Синтез ., 2008. — 144с.
- Буре, Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников/Р.С.Буре. – М., Мозаика-Синтез., 2014. – 77с.
- Нечаев, М.П. Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО/М.П.Нечаев//справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. — № 1. – С.4 – 9.
Никутина Надежда Павловна,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7
Управления образования Администрации г. Апатиты,
воспитатель