Работа над документом длилась больше трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в интернете. На специальный сайт поступило около 11 тысяч комментариев. После общественных слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. После чего споры продолжились. В итоге даже на первом и втором слушаниях в Госдуме текст проекта значительно дорабатывался. По словам председателя комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило более 40 тысяч коллективных сообщений.
Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и включал в себя множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров вуза. И сразу же в работу активно включился Российский Союз Ректоров, который указал на то, что в тексте недостаточно общих положений и понятий, зато излишне подробно уточняются многие нормы, которые можно прописать в других нормативных актах. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, вначале проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства. «А слишком большое количество декларативных норм может любой закон «провалить» — так комментировал ректор первый вариант.
ПТУ отменяется
Бурные споры развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования и отсутствия понятия «академия». В то время многие вузы успели перерегистрировать старые названия «институт» или «университет» и стать «академиями». Как только вариант проекта без «академий» был обнародован, некоторые ректоры поспешили снова сменить название. В итоге в законе главным стало общее понятие «образовательная организация».
А вот сторонникам начального профобразования доказать, что этот уровень необходим, не удалось. По словам члена комитета по образованию Григория Балыхина, в Думе шли острые дискуссии — быть или нет начальному профобразованию. Оно сейчас включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида программ — подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Во время обсуждения законопроекта были внесены многие поправки и устранены неточности. Например, в проекте появилось понятие «семейное образование». Большой блок поправок был связан с художественным и музыкальным образованием.
Есть билет на балет
В России исторически сложилось так, что некоторые творческие учебные заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование. В эти учебные заведения детей отбирают по особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные предметы — русский, математику, историю, биологию, но и профессиональные дисциплины. Проект закона «Об образовании» не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый ряд училищ выпадал из законодательного поля.
Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.
Еще важная деталь: в проект закона «Об образовании» депутаты внесли поправки о безопасности школьной среды и страховании школьников, так как в последние годы в школах резко выросло число несчастных случаев. Директорам в таких ситуациях до сих приходилось заполнять документы образца 1990 года с аббревиатурой «СССР».
Не частный горшок
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.
А для детей, с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом прописано понятие «инклюзивного образования». Это уточнение в законе позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают такие программы детям, страдающими тяжелыми недугами. По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных учеников. В Москве, к примеру, такой норматив уже заложен в бюджете. На одного «особого» ученика школы с инклюзией отпускается от 240 до 360 тысяч рублей в год в зависимости от диагноза. И эти средства позволяют успешно интегрировать не вполне здоровых детей в социальную среду.
На село накинут сеть
В законе прописан высокий социальный статус учителя и сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых было много споров. Кроме того, всем педагогам даны гарантии, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона.
В законе есть понятие «конфликт интересов педагога». И разъясняется, что под этим подразумевается — заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников.
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Закон закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению правительства это право может быть и у некоторых других вузов. После принятия законопроекта изменятся правила поступления в вузы. Основная льгота у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.
Источник материала: «Российская газета» — www.rg.ru
Текст: Ирина Ивойлова