Самоанализ по ФЭМП (Антонова А.С.)

Сегодня важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Я считаю, что проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

В связи с этим, рекомендуется особое внимание уделять построению предметно-пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.

В научных исследованиях под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Для того, чтобы происходило такое формирование, предполагающее накопление логико-математического опыта (математической осведомленности), у детей необходимо организовывать образовательную деятельность так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Под развивающей предметно-пространственной средой я понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами, игровым и образовательным материалом. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

С целью математического развития детей дошкольного возраста в нашей группе имеется:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы, дидактические игры и пр.);

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие картинки);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (календари, часы, измерительные приборы).

         Также пособия по разделу «Количество и счёт»

Числовая лесенка – карточка с 5 (10) полосками для раскладывания кружков (или других фигур  двух цветов) в виде «числовой лесенки»

Цель: дать наглядный образ натурального ряда чисел, помочь уяснить связи между порядковым и количественным числом (на 5 полоске 5 кружков).

Карточки с  разными предметами (от 1 до 5) по 2 одинаковых комплекта для нахождения «пары».

Цель: группировка предметов по признаку числа (для средней группы). До 10 предметов  в старшей группе. Аналогичные карточки с числовыми фигурами.

Карточки с 3 гнёздами (числовыми фигурами и цифрами) для выполнения заданий: «найди и назови пропущенное число», «Найди соседей слева и справа».

Наборы цифр. Цифры и соответствующее количество предметов.

 Имеются интересные пособия из копилки воспитателя, сделанные своими руками:

«Найди цифры по порядку (от 1 до 10 или от 11 до 20) и назови»

«Числовая лесенка»

«Математические бусы»

«Шифровальщики»

«Назови по порядку»

Карточки для счёта и «4 лишний» по лексическим темам»

«Цветные числа»

«Помоги сказочным героям»

«Точечки»

Пособия по разделу «Геометрические фигуры»:

  • Набор геометрических фигур одинакового размера и цвета.
  • Таблицы: разные треугольники; разные четырёхугольники.
  • Наборы объёмных фигур: шар, куб, цилиндр, конус, брус (прямоугольный параллелепипед) одинакового и разного размера и цвета.
  • Предметные картинки с изображением предметов разных форм.
  • Разнообразные геометрические конструкторы
  • Линейки — трафареты
  • Блоки Дьенеша

Пособия по разделу «Величина»

Объёмные и плоские предметы для упорядочивания по длине, высоте, ширине, толщине и в целом по размеру (от 5 до 10). Картинки предметов  с перечисленными протяжённостями. Вкладыши (от 5 до 10).

Пособия по разделу «Ориентировка в пространстве»:

6 пар карточек, на которых нарисованы  по 3 игрушки, расположенные в ряд. Но меняющиеся местами. Цель: упражнять в различении пространственных отношений между предметами.

Серии картинок для рассматривания и рассказывания о положении предметов в пространстве: на середине, на краю, между, на, под, около, из – за, к, из, в. Цель: упражнять  пространственной ориентировке и использовании в речи пространственных предлогов и наречий.

Пособия воспитателя: карточки для проведения словесных диктантов  на размещение геометрических фигур на листе бумаги.

Образцы для рисования предметов из геометрических фигур на клеточной бумаге и проведения диктантов по рисованию на клеточной бумаге.

«Почини ковёр (одеяло)»

Схемы поиска клада, спрятанной игрушки.

Картинки с изображением лабиринтов.

Картинки с изображением персонажей для различение у них правой (левой) руки, умения ориентироваться от других предметов.

Ориентировка по плану.

Все перечисленные пособия ранее тоже выполнены воспитателем.

Пособия по разделу «Ориентировка во времени»

  1. Разные календари.
  2. Часы (настенные, песочные), модель механизма часов.
  3. Модель: год
  4. Картинки разных времён года, частей суток с изображением деятельности детей.

Пособия воспитателя:

Модели: неделя, сутки, год, часы.

Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группе был оформлен математический уголок «Занимательная математика». Организация уголка осуществлялась с активным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.. Подбор игрового материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя.

     Содержание уголка включает:

— настольно-печатные игры («Подбери узор», «Собери квадрат», «Веселый кубик », и т. д)

— головоломки («Лабиринт », «Игры со счетными палочками» и т. д. »

— логические задачи («Какие цифры поменялись? », «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.)

— игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров», «Найди похожую»). Все они интересны и занимательны.

— особой популярностью у детей пользуются плоскостные игры геометрического характер: “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре.

По мере освоения детьми игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным материалом.

Моей главной задачей является: стимулирование проявления самостоятельности в играх, поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.

Перечень занимательного материала: магические квадраты, логические ряды,

—  логические задачи

– «Найди отличия», «Найди нужную тень».

– «Расставь по порядку», «Найди логическую пару»

– «Найди предметы, которые спрятались», лабиринты.

– На базе уголка занимательной математики проводятся развлечения, турниры с использованием математических загадок, шуток, ребусов, кроссвордов, шарад, фокусов.

Я считаю, что использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона, особенно на занятиях по математике. Это позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.    Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.    Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.    Сегодня применение информационно — коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.    В связи с этим, в процессе работы, передо мной стал вопрос об изменении способов профессионально-педагогической деятельности с целью достижения более качественных результатов образования посредством овладения и применения современных образовательных технологий, а именно интерактивных.

Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.    Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,    Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по РЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.    Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, активно участвуют высказывают свое мнение, рассуждают.    Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность по математике с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.    Однако, необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию не стоит использовать.

На данном этапе моей работы я разрабатываю презентации к занятиям, использую при этом возможность детям проявить себя самим на занятии. На занятиях дети на интерактивной доске могут считать предметы, используя касания к экрану (посчитай паровозики, добавь сколько нужно, сколько получилось. «Соберем грибы, ягоды», «поможем зайчику в лесу» и др.)

Хотелось бы отметить, что дети с огромным удовольствием участвуют на таких занятиях, даже те, кто плохо считает может без стеснения и боязни выйти и проявить себя, а воспитатель поможет.

Исходя из сложившейся ситуации, моей задачей на будущее стало разработка разнообразных презентаций и программ для работы по математике.

Считаю, что в нашей группе создана разнообразная полноценная развивающая среда, с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать элементарные математические навыки, а также индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Но это не значит, что нужно останавливаться на достигнутом. Всегда можно узнать новое и внедрить его в практику.