Сегодня важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Я считаю, что проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.
В связи с этим, рекомендуется особое внимание уделять построению предметно-пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.
В научных исследованиях под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Для того, чтобы происходило такое формирование, предполагающее накопление логико-математического опыта (математической осведомленности), у детей необходимо организовывать образовательную деятельность так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Под развивающей предметно-пространственной средой я понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами, игровым и образовательным материалом. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
С целью математического развития детей дошкольного возраста в нашей группе имеется:
— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы, дидактические игры и пр.);
— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие картинки);
— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (календари, часы, измерительные приборы).
Также пособия по разделу «Количество и счёт»
Числовая лесенка – карточка с 5 (10) полосками для раскладывания кружков (или других фигур двух цветов) в виде «числовой лесенки»
Цель: дать наглядный образ натурального ряда чисел, помочь уяснить связи между порядковым и количественным числом (на 5 полоске 5 кружков).
Карточки с разными предметами (от 1 до 5) по 2 одинаковых комплекта для нахождения «пары».
Цель: группировка предметов по признаку числа (для средней группы). До 10 предметов в старшей группе. Аналогичные карточки с числовыми фигурами.
Карточки с 3 гнёздами (числовыми фигурами и цифрами) для выполнения заданий: «найди и назови пропущенное число», «Найди соседей слева и справа».
Наборы цифр. Цифры и соответствующее количество предметов.
Имеются интересные пособия из копилки воспитателя, сделанные своими руками:
«Найди цифры по порядку (от 1 до 10 или от 11 до 20) и назови»
«Числовая лесенка»
«Математические бусы»
«Шифровальщики»
«Назови по порядку»
Карточки для счёта и «4 лишний» по лексическим темам»
«Цветные числа»
«Помоги сказочным героям»
«Точечки»
Пособия по разделу «Геометрические фигуры»:
- Набор геометрических фигур одинакового размера и цвета.
- Таблицы: разные треугольники; разные четырёхугольники.
- Наборы объёмных фигур: шар, куб, цилиндр, конус, брус (прямоугольный параллелепипед) одинакового и разного размера и цвета.
- Предметные картинки с изображением предметов разных форм.
- Разнообразные геометрические конструкторы
- Линейки — трафареты
- Блоки Дьенеша
Пособия по разделу «Величина»
Объёмные и плоские предметы для упорядочивания по длине, высоте, ширине, толщине и в целом по размеру (от 5 до 10). Картинки предметов с перечисленными протяжённостями. Вкладыши (от 5 до 10).
Пособия по разделу «Ориентировка в пространстве»:
6 пар карточек, на которых нарисованы по 3 игрушки, расположенные в ряд. Но меняющиеся местами. Цель: упражнять в различении пространственных отношений между предметами.
Серии картинок для рассматривания и рассказывания о положении предметов в пространстве: на середине, на краю, между, на, под, около, из – за, к, из, в. Цель: упражнять пространственной ориентировке и использовании в речи пространственных предлогов и наречий.
Пособия воспитателя: карточки для проведения словесных диктантов на размещение геометрических фигур на листе бумаги.
Образцы для рисования предметов из геометрических фигур на клеточной бумаге и проведения диктантов по рисованию на клеточной бумаге.
«Почини ковёр (одеяло)»
Схемы поиска клада, спрятанной игрушки.
Картинки с изображением лабиринтов.
Картинки с изображением персонажей для различение у них правой (левой) руки, умения ориентироваться от других предметов.
Ориентировка по плану.
Все перечисленные пособия ранее тоже выполнены воспитателем.
Пособия по разделу «Ориентировка во времени»
- Разные календари.
- Часы (настенные, песочные), модель механизма часов.
- Модель: год
- Картинки разных времён года, частей суток с изображением деятельности детей.
Пособия воспитателя:
Модели: неделя, сутки, год, часы.
Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группе был оформлен математический уголок «Занимательная математика». Организация уголка осуществлялась с активным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.. Подбор игрового материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя.
Содержание уголка включает:
— настольно-печатные игры («Подбери узор», «Собери квадрат», «Веселый кубик », и т. д)
— головоломки («Лабиринт », «Игры со счетными палочками» и т. д. »
— логические задачи («Какие цифры поменялись? », «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.)
— игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров», «Найди похожую»). Все они интересны и занимательны.
— особой популярностью у детей пользуются плоскостные игры геометрического характер: “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре.
По мере освоения детьми игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным материалом.
Моей главной задачей является: стимулирование проявления самостоятельности в играх, поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.
Перечень занимательного материала: магические квадраты, логические ряды,
— логические задачи
– «Найди отличия», «Найди нужную тень».
– «Расставь по порядку», «Найди логическую пару»
– «Найди предметы, которые спрятались», лабиринты.
– На базе уголка занимательной математики проводятся развлечения, турниры с использованием математических загадок, шуток, ребусов, кроссвордов, шарад, фокусов.
Я считаю, что использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона, особенно на занятиях по математике. Это позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции. Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка. Сегодня применение информационно — коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В связи с этим, в процессе работы, передо мной стал вопрос об изменении способов профессионально-педагогической деятельности с целью достижения более качественных результатов образования посредством овладения и применения современных образовательных технологий, а именно интерактивных.
Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности, Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по РЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, активно участвуют высказывают свое мнение, рассуждают. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность по математике с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Однако, необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию не стоит использовать.
На данном этапе моей работы я разрабатываю презентации к занятиям, использую при этом возможность детям проявить себя самим на занятии. На занятиях дети на интерактивной доске могут считать предметы, используя касания к экрану (посчитай паровозики, добавь сколько нужно, сколько получилось. «Соберем грибы, ягоды», «поможем зайчику в лесу» и др.)
Хотелось бы отметить, что дети с огромным удовольствием участвуют на таких занятиях, даже те, кто плохо считает может без стеснения и боязни выйти и проявить себя, а воспитатель поможет.
Исходя из сложившейся ситуации, моей задачей на будущее стало разработка разнообразных презентаций и программ для работы по математике.
Считаю, что в нашей группе создана разнообразная полноценная развивающая среда, с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать элементарные математические навыки, а также индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Но это не значит, что нужно останавливаться на достигнутом. Всегда можно узнать новое и внедрить его в практику.