Адаптация детей к дошкольному учреждению

Адаптация детей к дошкольному учреждению

Н.В. Гук, педагог-психолог

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:

  • строгий режим дня,
  • отсутствие родителей в течение девяти и более часов,
  • новые требования к поведению,
  • постоянный контакт со сверстниками,
  • новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного,
  • другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.

[fruitful_sep]

Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться (Адаптация (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды).

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Для этого нужны:

  • знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей,
  • подготовительная работа в семье,
  • выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду

Факторы, влияющие на характер привыкания ребёнка к условиям дошкольного учреждения:

  • возраст ребёнка,
  • состояние здоровья,
  • сформированность опыта общения,
  • степень родительской опеки.

Если ребенок начал ходить в детский сад…

  1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.
  3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.
  4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях малыша.
  5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
  6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
  8. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями

  1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
  3. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  4. Принесите в группу свою фотографию.
  5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
  6. Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
  7. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.
  9. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
  10. Будьте терпеливы.

В нашем детском саду маме даётся возможность в первые дни посещения побыть рядом с малышом: участвовать в его кормлении, поиграть с ним в группе, прогуляться по зимнему саду. Это способствует постепенному, мягкому вхождению ребёнка в незнакомый ему мир детского сада. Вместе с мамой стрессовая ситуация привыкания к новой обстановке легче переживается ребёнком.