Адаптация детей к дошкольному учреждению
Н.В. Гук, педагог-психолог
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:
- строгий режим дня,
- отсутствие родителей в течение девяти и более часов,
- новые требования к поведению,
- постоянный контакт со сверстниками,
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного,
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.
[fruitful_sep]
Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться (Адаптация (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды).
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого нужны:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей,
- подготовительная работа в семье,
- выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду
Факторы, влияющие на характер привыкания ребёнка к условиям дошкольного учреждения:
- возраст ребёнка,
- состояние здоровья,
- сформированность опыта общения,
- степень родительской опеки.
Если ребенок начал ходить в детский сад…
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.
- Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях малыша.
- С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не перегружайте ребенка новой информацией.
- Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями
- Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
- Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
- Принесите в группу свою фотографию.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
- Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
- После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
- Устройте семейный праздник вечером.
- Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
- Будьте терпеливы.
В нашем детском саду маме даётся возможность в первые дни посещения побыть рядом с малышом: участвовать в его кормлении, поиграть с ним в группе, прогуляться по зимнему саду. Это способствует постепенному, мягкому вхождению ребёнка в незнакомый ему мир детского сада. Вместе с мамой стрессовая ситуация привыкания к новой обстановке легче переживается ребёнком.