Развитие речи старшего дошкольника

Развитие  речи  старшего  дошкольника

В.Н. Рычкова, учитель-логопед МБДОУ № 7

Скоро ваш ребенок идет в школу.   У вас появятся новые заботы, радости, возможно огорчения. Огорчений будет меньше, если ребенок будет готов к школьному обучению. Эта готовность  включает:

1.Достаточный уровень физического развития (в том числе и мелкой моторики) и навыков самообслуживания.

2.Психологическую готовность (достаточный уровень произвольного внимания, сформированность  эмоционально-волевой  сферы, в том числе наличие произвольного, управляемого поведения).

3.Достаточный уровень общего, в том числе и речевого развития              (достаточная речевая активность; умение слушать и отвечать  на поставленные вопросы; достаточный словарный запас; умение связно, последовательно излагать свои мысли; умение различать звуки в слове).

Если на протяжении предыдущих лет вы занимались речевым развитием ребенка, то к моменту  поступления в школу его речь  достигает определенного совершенства. Ребенок в этом возрасте может уже самостоятельно составить рассказ, может фантазировать, сам сочинять сказки. Вот, например, какую сказку придумал один мальчик: Один  дядя в детстве ел только пирожные и конфеты. И когда он вырос, он превратился в большой-большой торт в форме человека. Дети стали бегать за ним и кричать: Дяденька, дай пальчик, дай ушко откусить!  А он от детей убегал. Они все равно его ловили  и отламывали кусочки. Тогда человек-торт побежал в милицию и все рассказал, что с ним происходит. И попросил, чтобы милиционеры за него заступились. А милиционеры   сами стали от него отламывать кусочки  и наслаждаться.                              Как видно, устная речь этого ребенка практически не отличается от речи взрослых. Если же у вашего ребенка еще имеются какие-то недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его школьные успехи. Работа над совершенствованием речи ребенка должна идти  в нескольких направлениях:

расширение словарного запаса;

развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественного произведения;

формирование правильного грамматического оформления речи;

совершенствование звукопроизношения.

Задания, которые предлагаются вам для речевых игр с ребенком, помогут вызвать у него интерес к слову, покажут, как много граней у одного и того же слова, помогут сделать речь ребенка эмоциональной и яркой. Эти задания не потребуют специально отведенного времени и специальных занятий. Их можно выполнять   по дороге в садик, в магазин и так далее. Например, задание по подбору  слов, близких по значению, но разных по звучанию (синонимов). Вы называете словосочетание «грустный мальчик» и говорите ребенку: «Как можно назвать этого мальчика по-другому?» (печальный, невеселый, огорченный). К слову «боится» можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, пугается, опасается и так далее. Все эти игры не пройдут бесследно. Новые слова ваш ребенок будет включать в свою речь.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение художественной литературы. Те новые слова, которые ребенок услышал в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторяя их в самых разнообразных ситуациях. Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для совершенствования звукопроизношения, представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

К 6-7 годам дети, как правило, правильно произносят все звуки родного языка; отчетливо и внятно говорят слова и фразы; умеют пользоваться умеренным темпом речи, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей еще наблюдается несовершенство звукопроизношения. Для улучшения отчетливости и чистоты звуков, слов, фраз полезно шепотное или беззвучное произношение  фраз, пословиц, поговорок, небольших стихов, так как это способствует выработке более тонких движений мышц языка и губ. А с детьми, которые занимаются с логопедом, необходимо самым тщательным образом выполнять задания логопеда по развитию артикуляционного аппарата и автоматизации поставленных звуков.

Чтобы сделать вывод о достаточности уровня речевого развития вашего ребенка, проверьте:

1.Насколько полно и точно ребенок дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить (угадать) предмет, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания.

2.Умеет ли ребенок внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми.

3.Может ли ребенок по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа.

4.Может ли самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно и последовательно передает их содержание.

5.Какие допускает грамматические ошибки в речи: правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи(с прилагательными, числительными) в роде, числе, падеже; правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах.

6.Правильно ли произносит звуки в самостоятельной речи. Убедитесь, что он не пропускает, не заменяет, не искажает звуки. Предложите ребенку назвать слова с каким-либо звуком; назвать по порядку звуки в простых одно или двусложных словах ( сок, мак, муха, лиса и так далее).

Помогите своему ребенку в том разделе речевого развития, где он еще испытывает затруднения. Успехов вам в работе по развитию речи своего ребенка!

 

Литература:

Максаков А.И. Развитие правильной речи в семье. М. 2005.