Формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий

Папоян М.В., воспитатель МБДОУ  № 7 г.,

высшая квалификационная категория

Областная научно-практическая конференция

«Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»,

МОИПКРОиК, г. Мурманск, 2013 г.

 

Охрана и укрепление здоровья дошкольников, формирование основы культуры здоровья является необходимым условием их разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В соответствии с Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников рациональная организация образовательного процесса должна обеспечить:

  • «включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни…;
  • реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;
  • использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников; использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий…».[1]

В дошкольном возрасте формируются поведенческие привычки детей, которые оказывают существенное влияние на качество здоровья. Работа по формированию навыков здорового образа начинается с раннего детства, так как именно в этот период закладываются основы двигательной и умственной деятельности, рациональной организации режима дня, питания, закаливания, отношение к вредным привычкам и пр. Поэтому формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников включает установку на здоровый образ жизни, культуру питания, развитие физических, социальных и личностных качеств ребенка, формирование умений и поведенческих навыков здорового образа жизни. Здоровьесберегающее поведение – активная деятельность личности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, включающая отношение к здоровью как к ценности; мотивацию здорового образа жизни, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, воспитания культуры здоровьесбережения.

Задачи по формированию навыков здоровьесберегающего поведения включены в Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ № 7, которая разработана на основе содержания программ: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С.Комаровой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой; «Здоровье» В.Г. Алямовской. Основные формы работы по формированию у дошкольников поведенческих навыков ЗОЖ: физкультурно-оздоровительные мероприятия; обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий; познавательные занятия; опытно-экспериментальная деятельность; решение проблемных ситуаций, которые применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья; складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков; досуги, развлечения и праздники.

Работу по проблеме начали со второй младшей группы. Списочный состав группы 16 человек. Все дети часто болеющие, в том числе: один ребенок с диагнозом «плоскостопие», один – со сколиозом, один – с бронхиальной астмой, три ребенка с аллергическим дерматитом.

Изучив мнение родителей, получив советы специалистов, проведя диагностику физического развития детей нашей группы, оформили карты «Индивидуальный маршрут развития ребенка», что помогло более качественно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей. В данную карту занесены общие сведения о ребенке, вид закаливания по месяцам, профилактическая работа, результаты диагностики, содержание оздоровительной работы.

Для осуществления оздоровительных мероприятий пополнили предметно-развивающую среду: приобрели массажеры для ног, тренажеры для зрительной гимнастики, мензурки для полоскания горла травами, сшили и оформили дорожки для профилактики плоскостопия, коврики для релаксации. Сохранению и укреплению здоровья детей способствуют: рациональное использование гибкого режима дня, смена видов деятельности, ежедневные прогулки, походы, экскурсии, прогулки в зимнем саду. Потребность в движении дети реализуют на физкультурных занятиях в спортивном зале и на воздухе, утренней и бодрящей гимнастике, спортивных развлечениях, досугах, коррекционной гимнастике по профилактике плоскостопия и нарушений осанки. Для профилактики ОРЗ и гриппа проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия: полоскание горла солевым раствором и травами, питьё лимонно-чесночного коктейля, витаминизация, ароматерапия, закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапия, чесночные бусы и т.д. Особый индивидуальный подход осуществляется к детям с диагнозом аллергического дерматита и бронхиальной астмы. Используем в работе в работе методики специального закаливания детей А.Уманской и К. Дейнеки, которые включают: закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающий массаж подошв, обширное умывание, босоножье. Укреплению дыхательного тракта способствуют игровые комплексы дыхательных гимнастик: «Любимый носик», «Поиграем с носиком», которые проводятся во время утренней гимнастики и после дневного сна. Очень нравится детям самомассаж рук «Поиграем с ручками», «Умывалочка», пальчиковая гимнастика, что значительно стимулирует прилив крови к рукам и повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Большую роль для защиты организма от простудных заболеваний и для улучшения работы органов дыхания играет массаж волшебных точек ушек «Поиграем с ушками» и комплекс оздоровительных упражнений для горла. Используем их на занятиях в качестве физкультурных минуток и в свободное время.

Особое внимание уделяем детям с нарушением речевого развития. После дневного сна проводим массаж стоп, стимулирующий активные точки, расположенные на подошвах ног. Дети ходят по мокрым дорожкам: 1 квартал – 15-20 секунд; 2 квартал – до 1 минуты. Далее переходим к обширному умыванию прохладной водой. Все это способствует повышению устойчивости организма ребенка к резким колебаниям температуры и переохлаждению. При проведении закаливающих процедур неукоснительно соблюдаются определенные требования: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому вся работа в комплексе дала положительные результаты по снижению детской заболеваемости и улучшению качества здоровья воспитанников.

1

Разработали перспективно-тематическое планирование по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни и навыков безопасного поведения: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Содержание работы обусловлено возрастными особенностями и возможностями детей. Во второй младшей группе формирование культуры здоровья решается посредством организации двигательной активности и воспитания культурно-гигиенических навыков. В средней группе здоровьесберегающее поведение формируется в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности и навыкам здорового образа жизни. В старшем возрасте преобладает работа по формированию умений дошкольника на основе имеющихся знаний самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного, разумного поведения в непредвиденных ситуациях. Формы работы: познавательные занятия – «Что находится внутри меня?», «Правильное питание», «Уроки Мойдодыра»; игры и игровые упражнения – «Полезно – вредно», «Да – нет!», «Помоги себе»; решение проблемных ситуаций, организация акций – «Если ты остался один дома», «Улица твоего города», «Маленький пешеход»; развлечения, игры-викторины, праздники, досуги – «Опасные предметы», «Правила безопасности»; «Проделки королевы Простуды», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Зимняя Олимпиада». Проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников активно решаем в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы, как родительские собрания и конференции, семейные гостиные, консультации, родительский всеобуч «Здоровье», совместные спортивные праздники и развлечения, прогулки и экскурсии. Для оценки сформированности поведенческих навыков ЗОЖ используем методику В.А. Деркунской, опираясь на малоформализованные методы: наблюдение, беседа, создание игровых ситуаций, анализ продуктов детской деятельности.

2

Можно утверждать, что у дошкольников сформировались:

  • комплекс знаний и представлений о здоровье;
  • умения и поведенческие навыки здорового образа жизни;
  • осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию мотивации здорового образа жизни, формированию поведенческих навыков, необходимых для осознания и оценки дошкольниками собственного здоровья, воспитанию культуры здоровьесбережения.

Литература

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «.
  2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».[1]
  3. Береснёва З.И. Здоровый малыш. М.: Творческий центр, 2008.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Творческий центр, 2008.
  5. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М.: Творческий центр, 2008.
  7. Павлова М.А., Лисогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград: Учитель, 2009.