«Здоровьесберегающие технологии в работе с маленькими северянами»

М.В. Папоян

МДОУ детский сад комбинированного вида  № 7

г. Апатиты

 Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Развитие человека, степень полезности его обществу во многом определяется уровнем его здоровья, объёмом и качеством его физического и психического потенциала.

Трудно обозначить, когда и где в жизни человека закладывается фундамент здоровья. Этот процесс в жизни человека закладывается фундамент здоровья. Этот процесс начинается ещё до рождения, продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих: здоровья родных, собственного поведения и отношения к здоровью, наследственности, образа жизни, состояния окружающей среды и многих других экологических и социальных факторов.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Несомненно, чем раньше начнёт проявляться забота о здоровье ребёнка, о формировании у него навыков здорового образа жизни, тем более социально востребованного и трудоспособного человека получит общество. На современном этапе нарастает тенденция к ухудшению детского здоровья и меры, принимаемые к его сохранению и развитию, явно недостаточны.

На фоне экономической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.

Зная о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.

Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой в сочетании с парциальными:

  • «Здоровье» под редакцией В.Г.Алямовской,
  • «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста под редакцией Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной.

Работу по проблеме сохранения и укрепления детей начали со второй младшей группы. Списочный состав группы 16 человек. Все дети часто болеющие, в том числе один ребенок с диагнозом – плоскостопие, один — со сколиозом, один – с бронхиальной астмой, три ребенка с аллергическим дерматитом.

Для эффективности проведения мероприятий по оздоровлению детей разработана структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий совместно с администрацией и медицинским персоналом.

Ознакомившись с теоретическим материалом, решили использовать в работе методики специального закаливания детей А.Уманской и К.Динейки, которые включают в себя: закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающий массаж подошв, обширное умывание, босоножье.

Разработали перспективный план занятий по основам безопасности жизнедеятельности: «Изучаем свой организм», «Чтобы быть здоровыми», «Если ты заболел», «Врачи наши помощники», «О роли лекарств и витаминов», «Я здоровье сберегу, сам себе и помогу», где дети получали элементарные знания о своем организме, убеждались в необходимости заботиться о своем здоровье, учились навыкам личной гигиены.

Изучив мнение родителей, получив советы специалистов, проведя диагностику физического развития детей нашей группы, оформили карты «Индивидуальный маршрут развития ребенка», что помогло более качественно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

В данную карту занесены:

  • общие сведения о ребенке;
  • вид закаливания по месяцам;
  • профилактическая работа;
  • результаты диагностики;
  • содержание оздоровительной работы.

Для осуществления оздоровительных мероприятий пополнили предметно-развивающую среду: приобрели массажеры для ног, тренажеры для зрительной гимнастики, дорожки для профилактики плоскостопия, мензурки для полоскания горла травами, сшили коврики для релаксации.

Сохранению и укреплению здоровья детей способствует рациональное использование гибкого режима дня, смена видов деятельности, ежедневные прогулки, походы, экскурсии, прогулки в зимнем саду, где дети удовлетворяют потребность в двигательной активности и свежем воздухе.

Потребность в движении дети активно удовлетворяют на физкультурных занятиях в спортивном зале и на воздухе, утренней и бодрящей гимнастике, спортивных развлечениях, досугах, коррекционных гимнастиках.

Для профилактики ОРЗ и гриппа используются лечебно-оздоровительные мероприятия: полоскание горла солевым раствором и травами, питьё лимонно-чесночного коктейля, витаминизация, ароматерапия, закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапия, чесночные бусы и т.д. Особый индивидуальный подход осуществляется к детям с диагнозом аллергического дерматита и бронхиальной астмы.

Укреплению дыхательного тракта способствуют игровые комплексы дыхательных гимнастик: «Любимый носик», «Поиграем с носиком», которые проводятся во время утренней гимнастики и после дневного сна.

Очень нравится детям самомассаж рук «Поиграем с ручками», «Умывалочка», пальчиковая гимнастика, что значительно стимулирует прилив крови к рукам и повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Большую роль для защиты организма от простудных заболеваний и для улучшения работы органов дыхания играет массаж волшебных точек ушек «Поиграем с ушками» и комплекс оздоровительных упражнений для горла. Используем их на занятиях в качестве физкультурных минуток и в свободное время.

Особое внимание уделяем детям с нарушением речевого развития. После дневного сна проводим массаж стоп, стимулирующий активные точки, расположенные на подошвах ног. Дети ходят по мокрым дорожкам, 1 кв. – 15-20 секунд; 2 кв. – до 1 минуты. Далее переходим к обширному умыванию прохладной водой. Все это способствует повышению устойчивости организма ребенка к резким колебаниям температуры и переохлаждению.

При проведении закаливающих процедур неукоснительно соблюдаются определенные требования: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому вся работа в комплексе дала положительные результаты в снижении детской заболеваемости.

Все мы знаем, что музыка оказывает мощное положительное влияние на детей дошкольного возраста. Поэтому на практике широко используем классическую музыку, современные произведения с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. Музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Музыку используем не только на занятиях, но и в свободное время. Поэтому работаем в тесном контакте с музыкальным руководителем, который охотно делится своим опытом, дает советы в выборе музыкальных произведений, охотно принимает участие в организации педпроцесса, устраивает праздники, развлечения.

Проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников активно решаем в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы, как родительские собрания и конференции, семейные гостиные, консультации, родительский всеобуч «Здоровье», совместные спортивные праздники и развлечения, прогулки и экскурсии.

Считаю, что используемые нами здоровьесберегающие технолгии помогут сформировать физически, психически и социально здоровыми северянами.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Береснёва З.И. Здоровый малыш. М.: Творческий центр, 2008.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Творческий центр, 2008.
  3. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  4. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М.: Творческий центр, 2008.
  5. Павлова М.А., Лисогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград: Учитель, 2009.